Журнал «СОЗНАНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСЬ» ТОМ 4 N 5 1999 г., Москва
Статья 2 (продолжение статьи «Врата Реальностей»)
Утраченное сокровище - наше тело
Человеческое существо - это часть того целого, которое называется Вселенной.
Альберт Эйнштейн
Проводя в статье аналогии и параллели между мифологическими воззрениями и современными представлениями на человека и окружающий мир, мы надеемся отразить еще одну грань принципа единства и подобия нашей Вселенной, и расширить понимание происходящего во время сеансов глубинной терапии.

Касаясь некоторых концептуальных понятий, мы ни в коем случае не претендуем на целостное понимание, поскольку в данном вопросе не существует абсолютного критерия. Мы просто излагаем свою точку зрения и факты, надеясь, что они помогут в систематизации и структурировании разнообразного психотерапевтического опыта.
Мифологические воззрения и психосинтез Ассаджиоли
В большом многообразии религиозно - мифологических воззрений на человека и Вселенную достаточно отчетливо выделяется несколько основополагающих и универсальных космологических идей. Такова, например, концепция «многоэтажной Вселенной». В ней Вселенная предстает в виде здания, верхние этажи которого соответствуют небесам, населенным богами, средние - Земле, где живут люди, нижние - злым духам. Подобные представления обнаруживаются в Античной Греции, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае, центральной Азии и других странах. В этой концепции присутствует два мира: один - реальный, физический мир, в котором живут люди, и второй - фантастический, - «иной»,- мир богов и духов. Такое подразделение лежит в основе всякой религии вообще и, по - видимому, является одной из древнейших идей.

Подобные представления находят свое отражение в карте внутренней реальности личности, представленной итальянским психиатром и основателем психосинтеза Роберто Ассаджиоли. Так называемая диаграмма «яйцо» рисует картину человеческой психики, как открытую систему. Все линии на карте выполнены пунктиром, что указывает на отсутствие границ «видимого и невидимого», сознательного и бессознательного. Три горизонтальные части овала соответствуют различным уровням бессознательного.
Процесс индивидуации в психологии К.Юнга и принцип устойчивого неравновесия Э.Бауэра
В рамках психологии Юнга существует понятие индивидуации, которое символизирует стремление человека к постижению смысла жизни и глубочайшему самопознанию всех аспектов своей личности. Более просто его можно назвать процессом, с помощью которого человек «становится тем, кто он в действительности есть». С точки зрения Юнга, структура личности имеет три уровня: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Анализируя свой духовный опыт, а также сновидения и фантазии пациентов, Юнг обнаружил, что человеческая психика имеет доступ к образам и мотивам поистине универсальным- коллективное бессознательное. Они могут быть найдены в

мифологии, искусстве, фольклоре культур, разбросанных не только по всему земному шару, но и по всем эпохам истории человечества. Подобные архетипы, как назвал их Юнг, с поразительной регулярностью являются даже тем индивидам, чей жизненный опыт и образование не предполагают прямого внешнего воздействия различных культурных и исторических феноменов. Существование архетипов не ограничено лишь пределами психики, они проявляют себя в физической, социальной, эстетической и духовной областях.

Организующий принцип коллективного бессознательного с помощью которого реализуются наши потенциальные возможности и единство целостной личности Юнг назвал архетипом «самости». По мере развития коры головного мозга Эго («Я») развивается и постепенно покидает сферу самости, чтобы сформировать центр сознания и помочь человеку адаптироваться к внешнему миру. Эта связь названа осью «эго-самости», которая становится каналом связи между сознательным и бессознательным. В физиологическом отношении эту связь можно сравнить с corpus callosum, которая соединяет два полушария мозга.

По Юнгу наша психика находится в постоянном движении, которое создается посредством напряжения противоположностей и их стремлением к выравниванию. Самое фундаментальное напряжение задано несоответствием сознательной и бессознательной установок, и чаще всего представляет собой скрытую в глубине бессознательного неразрешенную проблему, которая может, находится на любом из уровней внутренней реальности. В процессе индивидуации на объектной ступени происходит возврат малозначительных проекций, касающихся Персоны и Тени, а на субъектной - глубинных архетипических проекций. Результатом этого процесса является подчинение Я более сильному облику Самости.

Поскольку мы едины по своей природе, то изменения психического будет отражать и наша физическая природа. Первые представления о неравновесности живой материи были изложены в работах Э. Бауэра, который писал: «Живая система никогда не находится в равновесии и все время совершает за счет своей свободной энергии работу против равновесия...» Наблюдая за поведением высокоорганизованных систем, ученый пришел к выводу, что в основе всех этих явлений лежит некий универсальный механизм, придающий способность не растрачивать свою упорядоченность, но с течением времени даже повышать ее. Сформулированные Бауэром идеи изложены в трех основных принципах. Давайте сопоставим их с взглядами Юнга.
Динамика развития
Психики К. Юнга
Живых систем Э. Бауэра
1) комплекс, находящийся в постоянном движении
2) связь сознательного и бессознательного
3) возврат индивидуальных, а затем архетипических проекций
1) принцип устойчивого неравновесия
2) принцип работы системных сил
3) принцип увеличивающейся внешней работы


Проведенные параллели напоминают нам о принципах единства и подобия, а также о том, что внутри целого различные элементы составляют непрерывные и постоянно меняющиеся связи согласованной активности.
Вселенная и Человек
Основной отличительной чертой психологии Юнга от других школ, является представление универсальных структур психического в виде самостоятельных архетипических паттернов. Подтверждение этого достаточно смелого высказывания, сделанного в начале века, мы можем найти не только в религии и древних учениях, но и в современной физике. Карта личности и соответствующие ей этапы индивидуации по Юнгу, имеют много общего с современными представлениями об уровнях реальности Вселенной, представленными в работе русского физика-теоретика Г.И. Шипова «Теория физического вакуума»
На этом уровне существует материалистический взгляд на мир: Мир состоит из отдельных объектов; Человеческие существа также отделены. Жизнь начинается с рождения и заканчивается смертью, время - линейная функция.
Первый уровень. Реальность рассматривается с позиций классической физики - Ньютоно-Картезианской модели Мира (здесь выделяются четыре подуровня: твердые тела, жидкости, газы, различные поля и элементарные частицы). Согласно этой модели в мире имеет место линейная причинно-следственная связь. С помощью трех координат пространства и времени всегда можно однозначно определить положение тела в пространстве. Вселенная, по этой модели, представляет собой упорядоченный, предсказуемый механизм, а человек - сложную биологическую систему.

Соответствует первому этапу индувидуации, на котором происходит анализ нашей сознательной части - Персоны. Персона - наша визитная карточка - социальная роль, способность самовыражаться в обществе.
Восприятие мира на этом уровне во многом схоже с взглядами квантовой физики и психосоматической медицины: Вещество и энергия взаимосвязаны. Сознание может существовать без физического тела.
Второй уровень. Согласно теории относительности, пространство не трехмерно, а время не линейно; ни то, ни другое не существует отдельно. Они теснейшим образом переплетены и образуют пространственно - временной континиум, представляющий собой четырехмерную систему отсчета, описываемую геометрией Римана.

Субатомные частицы обладают двойственным характером, они могут вести себя как твердая частица или как волна, т.е. обладают двумя состояниями - веществом и энергией. Отражение взаимосвязи энергии и вещества представлено Альбертом Эйнштейном в его знаменитой формуле Е=мс2.

На этом уровне происходит интеграция материала, находящегося в подсознании - теневой области нашей личности, включающей тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые вытесняются индивидуумом как несовместимые с его Персоной или противоречащие социальным стандартам. Чем сильнее персона, тем больше отождествление с ней, и тем активнее происходит отрицание теневой стороны личности.
На этом уровне научная парадигма смыкается с верованиями духовных традиций, шаманизма. Принимается существование множества измерений и реальностей, время гибко. На 3-м уровне происходит осознание того, что мы проецируем свой внутренний опыт во внешний мир, и что бы ни случилось с нами во внешнем мире - это отражение процессов мира внутреннего.
Третий уровень реальности представлен физикой многомерных пространств.

Если в теории относительности пространство - время искривлено, то в данной теории оно еще и закручено. Кручение порождает новый тип полей, названных торсионными (в настоящее время теория мембран), представляющих собой элементарные пространственно-временные вихри (аналог - архетипические паттерны), переносящие информацию практически без затрат энергии и со скоростью, превышающей скорость свет; время гибко и может переходить в

прошлое и будущее. Взаимодействие информационно-энергетическое, а не материально-энергетическое.

На этом уровне наше Эго встречается с иным планом реальности - архетипами коллективного бессознательного, которые имеют иные пространственно-временные законы и планы существования.

Особо значимыми являются архетипы «женственности» (АНИМА) и «мужественности» (АНИМУС), а также архетип «божественного ребенка», в религиозной традиции, представляющий мир нашей души. В психологии Юнга, как и в религии - это реальная сущность, обладающая сознанием, чувством и памятью.

Архетипы «духа» (ветра, огня и др.) известны нам с раннего возраста через сказки, мифы и произведения искусств и широко представлены в язычестве, шаманизме и религии.
Переход и интеграцию каждого нового уровня можно рассматривать как духовный кризис, требующий огромных сил от человека, как физических так и духовных. С древних времен обряды и верования помогали пережить человеку серьезные духовные кризисы, а верования и религии сохранили для нас знания сущности процессов духовной трансформации.
Четвертый уровень реальности - Абсолютное «ничто» - имеет два различных состояния. Одно из которых соответствует упорядоченному состоянию абсолютного вакуума, а другое - неупорядоченному. Это пространство предполагает существование «первичного сверхсознания», способного осознать Абсолютное «ничто» и сделать его упорядоченным.

В результате возврата архетипических проекций, происходит формирование нового центра личности «самости». Понятие самости гораздо шире, чем осознание своего «Я». Самоосуществление (или осуществление самости) означает действование в полном согласии со всей психикой, со всей внутренней реальностью.

На этой стадии человеческий дух приходит к полноте осознания реальности и возвращается назад, чтобы обогатить собой земное существование. Это - возвращение запредельного в повседневность, по мере которого достигается состояние целостности бытия и обновление коллективного сознания.

Это видение созвучно с идеей творения реальности из пустоты, которую отражают религиозные и философские представления Запада и Востока. Идея первоосновы всего бытия универсальна и существует с незапамятных времен.

Образы Гермеса Трисмегиста, Моисея, Иисуса, Кришны и др., существуют не только в религии и мифологии, но как архетипы присутствуют в нашем бессознательном, напоминая о том, что цель нашего развития не в подражании, а, прежде всего в овладении опытом собственной реальности, воскрешении и возвышении внутреннего человека.
Нежные чудеса нашей реальности
Такой взгляд на нашу целостную природу помогает осознать, что в процессе психотерапевтических сеансов мы можем лишь помочь людям пройти свой путь и осуществиться тому, к чему уже есть внутренняя готовность. Мы лишь направляем и усиливаем потенциал, заложенный изначально, помогая открыть неисчерпаемые богатства внутренней природы. Поэтому наши семинары включают духовные аспекты и знания из самых различных областей, которые помогают увидеть единство человека и природы и осознать свою целостность. «Смысл целого, целостного в том, чтобы освятить и исцелить. Спуск в глубины должен принести исцеление», - Юнг.

Если в процессе индивидуации происходит последовательное прохождение этапов, то на сеансах эмпирической терапии или в каких-то экстраординарных случаях выход на любой из уровней бессознательного может быть спонтанным. На первых сеансах эмпирической терапии пациент обычно сталкивается с разнообразным биографическим материалом, который можно интерпретировать в терминах классического психоанализа. На наш взгляд, его можно считать идеальной концептуальной системой, пока материал находится на первом или втором уровнях. Как только сеансы переходят на более глубокие уровни, психология Юнга и трансперсональное направление оказываются единственными психологическими школами, обладающими пониманием происходящих процессов.

В эмпирической терапии спуск в глубины происходит не за счет воспоминания материала, а переживания его заново и интеграции уже на новом уровне. Это происходит за счет исчезновения границ между сознательным и бессознательным и совмещения третьего уровня реальности с первым. В этот момент события прошлого становятся реальными - настоящими; поскольку на этом уровне время может переходить в прошлое и будущее; а взаимодействие носит информационно - энергетический характер. Можно сказать, что наша душа (или другие архетипы) начинает выражать себя не как бессознательное, а напрямую. Обладая сознанием, чувствами и памятью, она переносит в наше сознание чувства, эмоции или самые ранние воспоминания. Именно поэтому пациент испытывает очень сильные эмоциональные и телесные ощущения, иногда сопровождающиеся полной возвратной регрессией до той стадии, где этот материал находится. Совмещением различных уровней реальности объясняются наши ранние воспоминания о травмах, полученных в младенчестве, при рождении или в перинатальном периоде. Именно это позволяет найти доступ к первой «импритинговой» информации (первоначальному напряжению или конфликту) или паттерну, определяющему наше дальнейшее поведение и опыт, полученный в жизни.

На некоторых сеансах происходит трансценденция не только временных, но и пространственных границ. Опыт существования вне тела, перемещения в пространстве, слияния с Вселенной (четвертый уровень). В предельной форме индивидуальное сознание охватывает целостность существования и отождествляет себя с Универсальным Разумом или Абсолютом. Это переживание наивысших ценностей и энергий за пределами собственных границ, т.е. опыт трансцендентного и потустороннего, выходящего за пределы эго-личности.

Поскольку эта реальность имеет иные пространственно временные характеристики, то несколько секунд проведенные в этой реальности для пациента являются частью его жизни. Конечно, такое соприкосновение с другим уровнем не делает человека ни мистиком, ни просветленным, но проходя через сердцевину внутреннего опыта, оно устраняет всякое сомнение относительно смысла существования и природы истинной реальности. Извечная мудрость неизменна, истина всегда одна, она в нас, а мы в ней. Мы находим в этом путешествии наш домашний очаг, хотя никогда его и не теряли.

Чем шире границы понимания реальности, тем легче следовать за процессом в соответствующую ему область. Для терапевта важна возможность перемещаться по этим уровням, пройти первый, второй, и если необходимо, спуститься на третий или четвертый, а потом вновь вернуться на первый, чтобы здесь, в реальном мире, пациент мог использовать опыт, приобретенный во время этого путешествия.

В рамках представленной схемы, существующие стратегии в психотерапии можно классифицировать по тому, какое внимание они уделяют той или иной психологической функции (мышлению, чувствованию, ощущению, интуиции), а также по глубине способов активации бессознательного, или точнее, резонирования с ним. Расположив их на этой диаграмме Рис.1 , можно увидеть какую часть психики, они охватывают и в каких случаях их можно применять.
Изгнание из рая
Один из примеров нашей работы.

Наташа (41 год): Я все время ощущала себя неустроенным и невезучим человеком - в жизни, в работе, в отношениях с людьми. Жизнь представлялась мне непосильной ношей. Я не могла защитить себя и даже высказать то, что я думаю.

2 - ая сессия (соответствует третьему уровню).

Во время сеанса я почувствовала боль в правой части головы (мигрень) и области солнечного сплетения. Нить, соединяющая их, была прочной и болезненной. Когда я попыталась ощутить эту нить, то внутри справа возник образ маленького ребенка. Его окружала непроглядная тьма. Я видела, что ребенку не более полугода, что этот малыш один в темноте, и ему очень плохо.

В этот момент, когда я попыталась приблизиться к ребенку, у меня появилось сильное, почти паническое чувство страха. Я боялась этой тьмы: за ней я ощущала пропасть, пустоту. Страх заполнял меня всю, это было ужасное переживание: я наяву ощутила и пережила страх этого ребенка. Я дрожала, но все же осталась в этой темноте. Постепенно она отступила, растаяла, но ребенок был все так же одинок. Я протягивала к нему руки, но он не шел ко мне, а сама я не могла до него дотянуться. Ребенку было плохо, я это видела, понимала, но он не мог ничего сказать - он был очень маленький. Ребенок просил помощи, но не принимал ее: он боялся.

Через некоторое время мне удалось взять его на руки, ребенок дрожал всем тельцем, как бы отвергая мою помощь. Я просила его простить меня за то, что не знаю других слов кроме «прости». С этого момента тяжесть стала исчезать, ребенок прижался ко мне, и постепенно тепло начало распространяться по моему телу. Мне, наконец-то, стало спокойно: я поняла, что ребенок - это я сама, в возрасте примерно 4-х месяцев, когда мама отдала меня бабушке. Бабушка увезла меня в деревню из Ленинграда, и там я пробыла около двух лет. Видела ли я маму в это время - не знаю, но скорее всего, нет.

Главное потрясение на сеансе - это страх ребенка, который все эти годы был со мной, и который я испытала наяву. Головными болями я страдаю с детства. Сколько себя помню, столько же помню и головную боль. Возможно, она началась с того панического страха, а кроме страха у меня ничего в жизни не было. Меня по-своему любили, но как - то отдаленно: никто не жалел, не баловал; я никогда не ощущала ласкового прикосновения. После сеанса головная боль, мучившая меня годами, стала уменьшаться.


3- я сессия (соответствует четвертому уровню).

Во время сеанса возникло чувство, что тело существует отдельно от головы. Тело ощущалось большим и свободным, а голова - маленькой и тяжелой. Снаружи она была сдавлена обручем, а изнутри чувствовалось сильное сопротивление этому внешнему давлению, этому миру. После медленных движений, которые осуществлял терапевт неожиданно пришло осознание, что причиной давления, является мое внутреннее сопротивление этому миру. Я поняла, что многие проблемы существуют лишь в моей голове.

Неожиданно появилось чувство защищенности и безопасности: я ощутила себя маленьким ребенком под надежной защитой взрослого. Спокойствие разлилось по всему телу. Все внутреннее и внешнее встало на свои места, мои внутренние проблемы потеряли остроту, появилась уверенность. Во время сеанса не хотелось ни о чем говорить - все было ясно без слов.

Переживания, которые возникли во время сеанса невозможно понять только разумом, их можно ощутить всем телом и всей душой. И тогда начинаешь понимать, что ты защищен как внутри, так и снаружи.

За долгие годы я впервые почувствовала себя счастливым человеком, у которого есть все, что необходимо.

Прошло уже несколько месяцев, но ощущение внутреннего спокойствия у меня сохранилось. Это не безразличие, а просто другое восприятие окружающего мира. Проблемы существуют, но отношение к ним изменилось. Я стала свободнее и в семье и на работе. Изменения внутри меня будто раскрыли мне глаза. Скованность, тяжесть, неудовлетворенность сменились защищенностью, уверенностью и радостью.

Пусть слова: «Я ничего не боюсь, поскольку все это во мне», - эхом отзовутся в вас.
... Не придет Царствие Божие приметным образом;
И не скажут: «вот, оно здесь», или «вот, там».
Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть.

Лука, 17 - 20

Аннотация.
Для объяснения опыта, возникающего в процессе сеансов эмпирической терапии авторы проводят параллели и аналогии между мифологическими воззрениями и современными представлениями на человека и окружающий мир из таких областей как психология, биология и физика. В статье также приведены примеры клинических наблюдений.
Литература к статье «Утраченное сокровище - наше тело».
1. В.В. Евсюков, «Мифы о мироздании», Изд. Политической литературы, Москва, (1992).
2. Р. Ассаджиоли, «Психосинтез», Изд. «РЕФЛ - бук», Москва, (1994), с. 311.
3. К.Г. Юнг, «Аналитическая психология», «Мартис», Москва, (1995), с.305.
4. К.Г. Юнг, «Проблемы души нашего времени», «Прогресс» и «Универс», (1994), с.330.
5. К.Г. Юнг, «Божественный ребенок», «Олимп», Москва, (1997), с. 360.
6. К.Г. Юнг, «AION», «РЕФЛ - бук», (1997), с.330.
7. С. Гроф, «За пределами мозга», «Соцветие», Москва, (1992), с.332.
8. С. Гроф, «Духовный кризис», «Лесар», Москва, (1995), с.254.
9. Г.И. Шипов, «Теория физического вакуума», НТ - Центр, Москва, (1993)
10. Р. Уолш, «Дух шаманизма», Изд. Трансперсонального института, Москва, (1996), с. 280.
Авторы статьи: «Врата Реальностей»

1. Федорова Галина Михайловна - кандидат технических наук, психолог, директор центра «Солнечный Ветер»; 198207, С-Петербург, пр. Ленинский д.115, кв.49 (а/я 352), тел.153-71-07, 312-98-93.

2. Кобрин Виктор Пантелеймонович - кандидат медицинских наук, врач анестезиолог-реаниматолог, Родильный дом №1 В.О.. 196002, С.-Петербург, ул. Рубинштейна д.15/17, кв.251, тел 314-13-30

3. Бажурина Виктория Борисовна - психолог, зам. директора центра «Солнечный Ветер»190000, С-Петербург, ул. Декабристов д.13 кв. 27, тел.153-71-07, 312-98-93